Виновата статика: специалисты дали объяснение частым автопожарам в Югре
Автоконцерн «Джили» отзывает более 19 тысяч автомобилей. В том числе и из Югры обратно на завод отправится около 700 авто. Причиной стали внезапные пожары, которым оказались подвержены машины. И это не единственный производитель из Китая, кто провёл кампанию по отзыву машин. Буквально за месяц до этого «Хавэилу» пришлось модернизировать свои уже проданные внедорожники. Менялись топливные элементы. И тут же в соцсетях появились негативные комментарии в сторону иномарок из Поднебесной. Но вот эксперты уверяют, что причина не в производителе, при определённых условиях загорается любой автомобиль независимо от страны изготовления.
Пожарные в недоумении: в январе в Югре сильно выросло количество автопожаров. Если за первый месяц этого года в одном только Сургуте сгорело 27 автомобилей, то за аналогичный период прошлого года всего 4. Получается, что в 7 раз. Если брать окружную статистику, то тут картина немного иная. Хотя рост также присутствует.
Вадим Симоненко, начальник пресс-службы ГУ МЧС по Югре: «С начала года увеличилось количество пожаров, также увеличилось количество возгораний на транспортных средствах, в этом году зарегистрировано 149 таких возгораний. За аналогичный период прошлого года 50».
А что и вовсе удивляет специалистов, так это то, что вспыхивают сравнительно новые машины. По идее, они легко должны переносить любые морозы.
Александр Пухальский, начальник Сургутского отделения дознания МЧС России по ХМАО-Югре: «Внимание было обращено потому, что автомобили, которые горели, горение возникало в районе бензобака. То есть в задней части автомобиля, и плюс минус один год. Одного года изготовления, то есть это 19-20 год изготовления. На протяжении последних нескольких лет мы фиксировали автомобили с нижней части и на ходу загорались и так далее. Почему такое внимание было, что автомобили одного года».
Изначально сотрудники пожнадзора решили, что причиной послужил конденсат, который накапливается в топливном насосе. Он замерзал, из-за чего бак давал течь. С закономерными последствиями. Сейчас эту версию проверяют. Для полноценного расследования дознаватели собираются привлечь экспертов окружной испытательной пожарной лаборатории.
«Все пожары учитываются. Расследуются органами дознания и анализируются. Дознаватель после осмотра места пожара, опроса очевидцев, собственника, участников тушения пожара, установления каких-то приоритетных версий либо предположений, может назначить пожарно-техническую экспертизу по наиболее явным элементам возгорания», - рассказал начальник пресс-службы ГУ МЧС по Югре Вадим Симоненко.
А пока эксперты разбираются в причинах, некоторые автоконцерны решили отозвать свои авто с последующей модернизацией. В январе «Хавэйл» объявил о возврате 16 тысяч машин. Водители тогда так и не узнали, почему происходит возгорание. Формулировка на официальном сайте - вероятное нарушение герметичности топливной системы некоторых автомобилей - не совсем внятна. Более точную причину назвали в другом автоконцерне из Поднебесной. В этом месяце «Джили» также решили отозвать почти 19 тысяч машин.
Отзыву подлежат 18 670 автомобилей (Джили Атлас) Geely Atlas, реализованных в период с марта 2018 года по настоящее время, с VIN-кодами согласно приложению. Причина отзыва транспортных средств: при температуре воздуха -40 градусов Цельсия и ниже возможно повреждение топливных трубок (от топливного модуля к топливному фильтру).
Как говорят эксперты, не нужно думать, что горят только автомобили из Поднебесной. При определенном стечении обстоятельств загореться от статического электричества может любая машина. Мощности будет достаточно. Из-за морозов снижается влажность, да к тому же бензобаки сейчас делают из пластика. А они очень хорошо накапливают статику.
Геннадий Паклин, эксперт-автотехник, действительный член палаты судебных экспертов Москвы: «Достаточно опасным уровнем является 20 и больше киловольт напряжения статического поля, которое образуется на поверхности топливного бака. Нами проводились исследования с замером, и я могу сказать, что добивались результатов до 50 и выше киловольт».
Эксперты уверяю, что данного напряжения с лихвой хватает, чтобы небольшая электрическая дуга буквально прожгла отверстие в трубке топливоподачи. А когда бензин под давлением начинает бить наружу, следующая искра уже поджигает топливо. Специалисты уверены, качественный бензин с антистатическими добавками сократил бы риски к минимуму, но данный параметр никем не регулируется в России.
«На территории РФ отсутствует ГОСТ, который бы регламентировал главный показатель - это удельное электрическое сопротивление, в данном случае бензина. По бензину ГОСТов нет, ГОСТ есть в отношении реактивного топлива. Надо понимать, что это удельное электрическое сопротивление значительно снижается от низкой температуры воздуха. То есть тут тоже прямая зависимость, также как у влажности», - пояснил эксперт-автотехник, действительный член палаты судебных экспертов Москвы Геннадий Паклин.
При исследовании пожаров на автотранспорте в последние месяцы эксперты установили, что все негативные факторы совпали именно так, что это приводило к возгоранию топлива. Но есть одна загвоздка, которая не даёт поставить в этом вопросе точку. В соседней Омской области в пожнадзоре не зафиксировали роста возгораний на автотранспорте. Хотя там стояли практические такие же морозы. Подтверждают это и представители «Джили». По их данным, основной пик пожаров на автомобилях пришелся именно на Югру. В соседних регионах такого не фиксировалось.
Источник: «Окружная телерадиокомпания «Югра»