В нашем авто используется два типа шин связи между электронными блоками – это CAN и LIN.
CAN (Controller Area Network) - одна из наиболее широко используемых шин на международном уровне. CAN - шина, предназначенная для использования в автомобильной среде, обменивается информацией между электронными блоками и образует бортовую сеть. Передача данных осуществляется по «витой паре», сигнал дифференциальный, максимальный уровень не более 5 вольт. Передача данных дифференциальным способом по «витой паре» подразумевает собой высокую помехозащищенность линии. Сигнальные линии интерфейса CAN обозначаются так: CAN-High и CAN-Low. Тип шины High Speed (CAN-HS). Скорость передачи данных во всех CAN – шинах нашего авто 500 кбит/с.
LIN (Local Interconnect Network) - это недорогая система последовательной связи, используемая в распределенной электронной системе управления транспортным средством. Она в основном используется для последовательной связи с интеллектуальными датчиками и исполнительными механизмами. Передача информационного сигнала осуществляется по одному проводу. Скорость передачи данных 19,2 кбит/с.
В Geely Atlas используется пять типов CAN – шин
и три LIN – шины
Типы шин и что к ним относится приведены в таблице
Как понятно из таблицы, любая из шин так или иначе упирается в шлюз. Это практически повсеместное решение в современном автомобилестроении. Поскольку некоторым блокам из одной сети необходима информация от блоков из другой, но весь трафик объединять не нужно, то для этого и существуют шлюзы. Они пропускают между сетями только необходимую информацию. Из этого следует, что шлюз "должен представлять", какие блоки есть в автомобиле, чтобы правильно обрабатывать информацию. Настройка этого "перечня" осуществляется с помощью диагностического сканера. Сам шлюз находится внутри салона, на моторном щите, над ногами водителя.
Поскольку шина у нас CAN-HS, то ее можно "слушать" довольно бюджетными устройствами, например связкой CAN-шилд + ардуина. Примеров в сети предостаточно. Можно использовать и более дорогие, но удобные готовые устройства, типа этого.
У каждой CAN - шины в автомобиле своя цветовая маркировка проводов.
На диагностическом разъеме OBD шина Di-CAN подключена на контакты: 6 - CAN-H, 14 - CAN-L.
Теперь немного о том, что же в шине имеется. Каждый блок в автомобиле, подключенный к CAN - шине, отправляет сообщения с информацией. Эти сообщения принимаются всеми остальными блоками сети и используются по-назначению, либо игнорируются. Полезная часть сообщения имеет несколько байт информации. Это идентификатор сообщения ID в шестнадцатиричном виде, длина сообщения (от 1 до 8) и собственно до 8 байт данных, опять же в HEX. Вот, например, как это выглядит в реальности в программе CAN Hacker:
Красным выделены идентификаторы сообщений, синим длина данных, зеленым данные в сообщении, ну и желтым период отправки. Здесь нужно сказать, что в шинах авто есть сообщения с постоянной периодичностью, когда, например, нужно передавать быстро изменяющийся параметр, а есть тип сообщений, отправляемых по событию, например нажатию кнопки. Наиболее интересными в сообщениях являются идентификатор, который указывает на принадлежность сообщения тому или иному блоку, и собственно сами данные. В них могут содержаться HEX-представления таких параметров, как температура ОЖ, обороты двигателя, скорости вращения колес, угол поворота рулевого колеса и др. Конечно, для большинства автолюбителей эта информация никакого интереса не представляет, но для определенного круга лиц бортовая информационная сеть автомобиля - это кладезь для творчества!
CAN (Controller Area Network) - одна из наиболее широко используемых шин на международном уровне. CAN - шина, предназначенная для использования в автомобильной среде, обменивается информацией между электронными блоками и образует бортовую сеть. Передача данных осуществляется по «витой паре», сигнал дифференциальный, максимальный уровень не более 5 вольт. Передача данных дифференциальным способом по «витой паре» подразумевает собой высокую помехозащищенность линии. Сигнальные линии интерфейса CAN обозначаются так: CAN-High и CAN-Low. Тип шины High Speed (CAN-HS). Скорость передачи данных во всех CAN – шинах нашего авто 500 кбит/с.
LIN (Local Interconnect Network) - это недорогая система последовательной связи, используемая в распределенной электронной системе управления транспортным средством. Она в основном используется для последовательной связи с интеллектуальными датчиками и исполнительными механизмами. Передача информационного сигнала осуществляется по одному проводу. Скорость передачи данных 19,2 кбит/с.
В Geely Atlas используется пять типов CAN – шин
и три LIN – шины
Типы шин и что к ним относится приведены в таблице
Как понятно из таблицы, любая из шин так или иначе упирается в шлюз. Это практически повсеместное решение в современном автомобилестроении. Поскольку некоторым блокам из одной сети необходима информация от блоков из другой, но весь трафик объединять не нужно, то для этого и существуют шлюзы. Они пропускают между сетями только необходимую информацию. Из этого следует, что шлюз "должен представлять", какие блоки есть в автомобиле, чтобы правильно обрабатывать информацию. Настройка этого "перечня" осуществляется с помощью диагностического сканера. Сам шлюз находится внутри салона, на моторном щите, над ногами водителя.
Поскольку шина у нас CAN-HS, то ее можно "слушать" довольно бюджетными устройствами, например связкой CAN-шилд + ардуина. Примеров в сети предостаточно. Можно использовать и более дорогие, но удобные готовые устройства, типа этого.
У каждой CAN - шины в автомобиле своя цветовая маркировка проводов.
На диагностическом разъеме OBD шина Di-CAN подключена на контакты: 6 - CAN-H, 14 - CAN-L.
Теперь немного о том, что же в шине имеется. Каждый блок в автомобиле, подключенный к CAN - шине, отправляет сообщения с информацией. Эти сообщения принимаются всеми остальными блоками сети и используются по-назначению, либо игнорируются. Полезная часть сообщения имеет несколько байт информации. Это идентификатор сообщения ID в шестнадцатиричном виде, длина сообщения (от 1 до 8) и собственно до 8 байт данных, опять же в HEX. Вот, например, как это выглядит в реальности в программе CAN Hacker:
Красным выделены идентификаторы сообщений, синим длина данных, зеленым данные в сообщении, ну и желтым период отправки. Здесь нужно сказать, что в шинах авто есть сообщения с постоянной периодичностью, когда, например, нужно передавать быстро изменяющийся параметр, а есть тип сообщений, отправляемых по событию, например нажатию кнопки. Наиболее интересными в сообщениях являются идентификатор, который указывает на принадлежность сообщения тому или иному блоку, и собственно сами данные. В них могут содержаться HEX-представления таких параметров, как температура ОЖ, обороты двигателя, скорости вращения колес, угол поворота рулевого колеса и др. Конечно, для большинства автолюбителей эта информация никакого интереса не представляет, но для определенного круга лиц бортовая информационная сеть автомобиля - это кладезь для творчества!